Цель темы урока -6.4.1.1– формулировать и решать задачи эргономики (для максимального комфорта и эффективности)
Предварительная организация группы на уроках информатики (проверка отсутствующих, внешнего состояния помещения, рабочих мест, наличия дежурных, рабочей позы и внешнего вида учащихся, организация внимания. Дать ключевые понятия эргономики, связанных с требованиями безопасности при эксплуатации технических систем и применение их в профессиональной деятельности.
Содержание темы - Некоторые учащиеся смогут создавать условия для решения задачи эргономики (для максимального комфорта и эффективности).
Для целей эргономического анализа выделяют пять классов операторской деятельности.
- Оператор-технолог. Он непосредственно включен в технологический процесс, работает в режиме немедленного обслуживания, совершает преимущественно исполнительные действия, руководствуясь при этом инструкциями,
содержащими, как правило, полный набор ситуаций и решений. Основными в его деятельности являются функции формального перекодирования и передачи информации. - Оператор-манипулятор. К числу функций такого оператора относится управление манипуляторами, роботами, машинами – усилителями мышечной энергии.
- Оператор-наблюдатель, контролер. К ним относятся операторы слежения радиолокационных станций, диспетчеры энергетических, транспортных систем и т.п. Это классический тип оператора, наиболее исследованный и описанный
в литературе. Для него характерен большой объем информационных потоков. Он может работать как в режиме немедленного, так и в режиме отсроченного обслуживания. - Оператор-исследователь. Для него характерно использование аппарата понятийного мышления и опыта, заложенных в образно-концептуальных моделях. К числу таких операторов относятся пользователи вычислительных
систем, дешифровщики объектов или изображений и т.д. - Оператор-руководитель. Он управляет не техническими компонентами системы или машины, а другими людьми. Это управление может осуществляться как непосредственно, так и опосредствованно – с помощью технических средств и каналов связи. Большое значение в его деятельности имеет учет не только возможностей и ограничений машинных компонентов системы, но и особенностей подчиненных. Основной режим деятельности оператора-руководителя – оперативное мышление.
Система – совокупность элементов, обладающих интерактивными свойствами. В эргономике в качестве элементов системы рассматриваются оператор, машина и среда. Каждый из указанных элементов может изменяться во времени.
Ошибка оператора – любое действие (или бездействие) человека, мешающее успешной работе СЧМ. Ошибки вызываются не только безответственностью, рассеянностью или низкой квалификацией работника, но и тем, что безошибочные действия в определенных ситуациях оказываются за пределами физических и психических возможностей человека.
При эксплуатации персонального компьютера на работника могут оказывать действие следующие опасные и вредные производственные факторы:
повышенный уровень электромагнитных излучений;
повышенный уровень статического электричества;
пониженная ионизация воздуха;
статические физические перегрузки;