В средней группе предусматривается интенсивная работа по углублению знаний детей о различных предметах. Пассивный и активный словарь дошкольников обогащается за счет слов — названий частей и деталей предметов, их качеств и свойств (цвет, форма, величина, фактура и т.д.), а также понятий, характеризующих пространственные и временные отношения.
Детей учат использовать в речи обобщающие слова, например: одежда, обувь, мебель, посуда, овощи, фрукты, цветы, птицы, животные; группировать знакомые предметы и классифицировать их (посуда: чайная, столовая, кухонная; обувь: летняя и зимняя).
Словарь дошкольников пополняется за счет слов, отражающих взаимоотношения между людьми.
Дети начинают использовать в речи названия воинских профессий: моряки, пограничники, летчики и т.д.
Овладевая словарным составом языка, дети усваивают и его грамматический строй. На пятом году жизни дошкольники начинают осваивать способы образования существительных с суффиксами эмоционально-экспрессивной оценки, существительных, обозначающих детенышей животных, а также некоторые способы образования глаголов с приставками и степеней сравнения прилагательных.