«Использование кейс-технологии на уроках истории как один из способов реализации деятельностного подхода в школьном обучении»

  Кейс-технологии называют методом анализа конкретных ситуаций (АКС), ситуационными задачами. Это система интерактивных методов обучения. 

Учащиеся получают от учителя пакет документов (кейс), при помощи которых либо выявляют проблему и пути её решения, либо вырабатывают варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена. [1]
Кейс-технологии предназначены для получения знаний по тем дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности.
Структура процесса обучения по кейс-технологии выглядит следующим образом.
1.Школьникам предлагается случай (реальный, вымышленный):

  • он должен быть проблемным,
  • имеющий прецеденты,
  • должен допускать альтернативные варианты решения,
  • кейсы могут быть как вербальные, так и использующие таблицы, диаграммы, символы, фотографии, рисунки, карикатуры, сценарии ролевых и деловых игр.
    2.Отбор информации из кейса, самостоятельный поиск информации): ученики учатся самостоятельно добывать информацию, её обрабатывать, анализировать (учебно- информационные компетентности).
    3.Выявляется позиция школьника по сути ситуации (формируется альтернативное мышление.
    4.Коллективное обсуждение вариантов решения (сравниваются результаты, обсуждаются инновационные идеи и подходы), формируются социальные компетентности.
    При использовании кейс-технологии, реализуются следующие цели:
  1. «Погружение в историю», в ходе которого ученики эмоционально переживают то, что чувствовали участники событий (это формирует их ценностные установки).
    2.Способствует тому, чтобы учащиеся пришли к выводу о том, что из любой ситуации существует много выходов и определили от чего зависит тот или иной выход, т.е. формируется ответственность за выбор.
    3.Выработывает навыки критического мышления (критическое оценивание разных ситуаций). [2]
    4.Формирование экспертных умений и навыков.
    5.Развитие компетентностей учащихся. [3]
    6.Осуществление самоконтроля, самоанализа, самооценки.
    Существуют несколько видов кейсов:
  • простые кейсы (5-7 классы);
  • практические кейсы (8-9 классы);
  • научно-поисковые кейсы (10-11 классы).
    Многообразие типов кейсов предоставляет широкие возможности их применения на разных этапах урока.
    Метод разбора деловой корреспонденции.
    Учащиеся получают от учителя папки с описанием ситуации; пакет документов, помогающих найти выход из сложного положения (можно включить документы, не относящиеся к данной проблеме, чтобы участники могли выбирать нужную информацию) и вопросы, которые позволяют найти решение
    Метод инцидента.
    Особенность этого метода в том, что обучающийся сам находит информацию для принятия решения. Учащиеся получают краткое сообщение о случае, ситуации в стране, организации. Для принятия решения имеющейся информации явно недостаточно, поэтому ученик должен собрать и проанализировать информацию, необходимую для принятия решения. Так как для этого требуется время, возможна самостоятельная домашняя работа школьников.
    Метод ситуационного анализа.
    Ученику предлагается текст с подробным описанием ситуации и задача, требующая решения. Кроме текста документа учащиеся получают вопросы к нему.
    Структура кейса, предлагаемого учащимся, включает в себя:
    1.Краткое, запоминающееся название.
    2.Введение (сведения о действующих лицах кейса, факты и события, проблема, гипотеза).
    3.Основная часть (информация для анализа ситуации).
    4.Заключение (ситуация, требующая решения проблемы).
    5.Вопросы для обсуждения, практические задания.
    6.Инструкции по работе с кейсом.
    Технология работы с кейсом на уроках включает в себя следующие этапы:
  1. Введение обучаемых в содержание кейса (2-3 мин.).
  2. Самостоятельная работа в малых группах с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия) 3-15 мин.
  3. Презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы или класса) 6-10 мин. Это очень важный аспект кейс-мето¬да. Умение публично представить интеллектуальный продукт (устно, в виде постера, кластера, схемы, эссе и т.п.), показать его достоинства.
  4. Подведение итогов (3-5 мин.)
    В ходе работы над кейсом у обучающихся формируются ключевые компетентности.
    Каждый ученик на уроке ставится в позицию субъекта своего обучения, и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия.
    Основанные на фактах реальной жизни кейс-технологии помогают формировать у школьников ценностно-смысловые компетенции, развивать способность ученика видеть и понимать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принятия решений, активно действовать.
    Учебно-познавательные компетенции формируются в ходе самостоятельной работы ученика над содержанием кейса. Ученики добывают знания непосредственно из описываемых жизненных ситуаций, анализируют, пытаются отличить факты от оценочных суждений, планируют свои действия в нестандартной ситуации. [3]
    Кейс-технология предполагает работу в группах, а это формирует у школьников коммуникативные компетенции, они учатся задавать вопросы, вести дискуссии, выступать и отстаивать свое мнение.
    Информационные компетенции формируются в ходе критического анализа большого объема информации предлагаемого ученикам кейса. [4]
    Преимущества использования кейс-технологии.
    • Акцент обучения переносится на выработку знаний, а не на овладение готовым знанием.
    • Учащиеся получают жизненно важный опыт решения проблем, возможность соотносить теории и концепции с реальной жизнью.
    • Кейс технологии предоставляют больше возможностей для работы с информацией, оценки альтернативных решений, что очень важно в настоящее время, когда ежедневно возрастают объемы информационных потоков, освещаются различные точки зрения на одно и то же событие.
    Работая по кейс-технологии, убеждаемся в практической целесообразности ее применения. Ученики не только вырастают, взрослеют, но изменяют свое отношение к деятельности, развивают познавательные интересы, становятся готовыми к самообучению.
    Список использованной литературы.
  1. Долгоруков А. Метод кейс технологии как современная технология профессионально-ориентированного обучения.
  2. Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию. Под редакцией А.В.Вемехановой.
  3. Андюсев Б.Е. Кейс-метод как инструмент формирования
    компетентностей // Директор школы. - №4, 2010. – с. 61 – 69
  4. https://kko.kz/ispolzovanie-kejs-metoda-dlya-razvitiya-navyka-napisaniya-esse-v-klassah-s-nerusskim-yazykom-obucheniya.
1 лайк