"Дидактическая игра эффективное средство речевого развития детей дошкольного возраста"

Цель: Содержание работы педагога по организации дидактических игр с детьми дошкольного возраста
Задачи проекта:
-провести анализ совремтекст, выделенный курсивоменных научных исследований о влиянии игры на развитие ребенка;

  • разработать каталог дидактических игр, направленных на развитие речи;
    разработать игры и игровой дидактический материал, способствующий развитию речи детей;
    Объект проекта: содержание работы педагога по организации дидактических игр

Предмет проекта:дидактическая игра для речевого развития детей дошкольного возраста
Гипотеза проекта:
Если будут созданы педагогические условия организации дидактических игр, то работа педагога будет способствовать развитию речевой активности детей.
Ожидаемый результат:
Создана предметно- развивающая среда для речевого развития ребенка.
Разработан каталог и игровое оборудование речевых дидактических игр.
Развитие игровой компетентность детей и педагога.
Срок реализации: 1 год (апрель2024-апрель,2025год).
Этапы реализации проекта:
Iэтап проекта: Подготовительный
.1 Подготовка и проведение занятия с детьми
IIЭтап проекта: основной по реализации проекта.
Изготовление игр и игрового оборудования для развития речи детей
Семинар/ вебинар
IIIЭтап: заключительный
Анализ достигнутых результатов и определений перспектив дальнейшего развития.
План реализации проекта:
Организационный этап Мероприятия

  1. Изучение литературы и современных исследований по теме исследования|май|
  2. Составление плана реализации по теме исследования|Май\июнь|
    3 Анализ и реконструкция игровой среды в группе./Июнь\июль|
  3. Стартовая диагностика детей на выявление уровня речевых умений и соответствия возрастным нормам|сентябрь|
  4. Разработка каталога игр:
    1.Каталог дидактических игр по развитию речи (Абилова .С.Б.)
  5. Каталог дидактических игр по развитию речи (Кубахова Л.М.)
  6. Каталог дидактических игр по развитию речи (Ахтамберова Б.)|Май-август|
    Основной этап.
    1.Создание стимулирующей игровой среды , направленной на всестороннее развитие ребенка.|май|
  7. .Разработка и адаптация игровых ситуаций, игрушек и материалов, способствующих речевому развитию детей|Май\июнь|
    Мероприятия
  8. Планирование и проведение итоговых игровых занятий
    Художественная литература «Путешествие в страну сказок» (Абилова С.Б.)
  • Развитие речи «Чудесный сундучок бабушки –Хохотушки.»
  • Развитие речи .Дидактическая игра «Волшебный аквариум» (Кубахова Л.М.)
  • Развитие речи. «Чтение сказки «Три поросенка» (Ахтамберова Б.А.)|ноябрь|
  1. Выступление на семинаре
  2. «Дидактические игры по развитию речи для детей младшей группы» Абилова С.Б|декабрь|
  3. Публикация в журнале
  4. «Роль влияние дидактических игр в развитии речи»|январь|
  5. Семинар практикум- вебинар
  6. «Дидактическая игра как эффективное средство речевого развития детей дошкольного возраста» (Абилова С.Б.)|апрель|
    3.Заключительный этап
    Мероприятия
  7. Планирование и проведение игровых занятий
    2.«Путешествие в страну книг»
  8. «Путешествие в сказочный леса» (Абилова С.Б.)
  9. «Обучение рассказыванию: работа с картиной-матрицей и раздаточными картинками» (Ахтамберова Б.А.)|Апрель|
    2.Проведение итоговой диагностики детей. Анализ полученных данных и сравнение с ранее полученными данными|май|
  10. Подготовка аналитического отчета|апрель/ май|
    Работа с детьми
    Дидактические игры на развитие речи
  11. Д/и « Назови группу одним словом»
  12. Д\и «Петрушка, угадай мою игрушку»
  13. Д/и «Устроим кукле комнату»
  14. Д/и « Похвалялись звери»
  15. Д/и «Чудесный мешочек»
  16. Д/и «Узнай по описанию»
  17. Д/и « Чего не стало?»
  18. Д/и «Что изменилось?»
  19. Д/и «Назови правильно»
  20. Д/и «Оденем куклу на прогулку»
  21. Д/и «Назови ласково»
  22. Д/и «Назови части предметов»
  23. Д/и «Олины помощники»
  24. Д/и «Необычная песенка»
    15Д/и «Эхо»
  25. Д/и «Почтальон принес открытку»
    Работа с родителями
    Мероприятия|Обоснование мероприятий|
  26. Консультация «Какие игрушки и игры необходимы детям для развития речи.»
  27. Родительское собрание «Роль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста»
  28. Выставка «Игры, какими я играю дома»|1. Ознакомить родителей , какие игры нужны детям их возраста.
  29. Дать знания о значении дидактической игры в развитии ребенка, приобщить к игре ребенка в условиях семьи
  30. Выявить наличие дидактических игр в семье.|Работа с педагогами
    Мероприятия|Обоснование материалов|
  31. Консультация «Дидактические игры на развития речи детей дошкольного возраста»
  32. Педсовет « Дидактическая игра как средство развития речи.»|Систематизировать и углубить знания педагогов по теме проекта|
    Основная часть
    Сущность понятий «Речь», «дидактическая игра»**
    Речь-исторически сложившиеся форма общения людей посредством языковых конструкций ,создаваемых на основе определённых правил.**
    Дидактическая игра развивает речь детей, пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение ,развивает связную речь ,умение правильно выражать свои мысли. Главное место в игре надо отводить работе со звуком ,буквой .предложением.**
    Дидактическая игра-** игра является игровым методом обучения детей дошкольного возраста , и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью и средством всестороннего воспитания развития личности ребенка.О.Н.Земцова
    Дидактическая игра как основное средство развития речи.
    Дидактические** игры существуют долгое время. Впервые их создал простой народ, отметивший такую особенностей детей, как восприимчивость к обучению в процессе игры. Так были придуманы специальные дидактические игры и игрушки.
    В современной педагогике существует два направления использования игр в воспитании детей: для всестороннего гармонического развития и в узко дидактических целях.
    Я. А. Каменский является ярким представителем первого направления. Для него игра – важная форма деятельности ребёнка, в игре развивается речь и расширяется круг представлений об окружающем мире. Также малыш посредством игры сближается со своими сверстниками.
    В последнее время поиски ученых идут в направлении создания серии игр для полноценного развития детского интеллекта, которые характеризуются гибкостью, инициативностью мыслительных процессов, переносом сформированных умственных действий на новое содержание. В таких играх часто нет фиксированных правил, напротив, дети ставятся перед необходимостью выбора способов решения задачи.
    Таким образом, как педагоги прошлого, так и современные исследователи отмечают большое значение дидактических игр в развитии ребёнка дошкольного возраста. Для некоторых педагогических систем дидактические игры являются основой как учебной, так и воспитательной деятельности.
    Дидактическая игра способствует:
    развитию познавательных способностей;
    получению новых знаний их обобщению и закреплению;
    в процессе игры развивается речь детей .
    в процессе дидактических игр осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность;
    учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях.
    обогащению чувственного опыта ребенка, развивая при этом его умственные способности (умения сравнивать, обогащать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения).
    развитию речи детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь; ряд игр с успехом используется для развития фонематической стороны языка: так, увлекательное игровое действие побуждает детей к многократному повторению одного и того же звукосочетания, то они выполняют роль птицы, то роль движущего автомобиля, и чем больше увлечен ребенок, тем активнее он воспроизводит нужные звуки, тем полнее педагогический эффект.
    социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми
    Рассмотрев роль дидактической игры, следует остановиться на структуре этих игр, обозначить своеобразие и особенностей руководства ими.
    Структуру дидактической игры** (по А.К Бондаренко) образуют основные и дополнительные компоненты. К основным компонентам относятся: дидактическая задача, игровые действия, игровые правила, результат и дидактический материал. К дополнительным компонентам: сюжет и роль. Главная цель любой дидактической игры обучающая, именно поэтому основным компонентом в ней является дидактическая задача, которая скрыта от дошкольника игровой.
    Дидактическая задача – определяется целью обучения и воспитания детей в соответствии с образовательной программой, где для каждой возрастной группы определен объем знаний, умений, и навыков, которыми должны овладеть дети. Для выбора дидактических игр необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, так как в играх они должны оперировать уже имеющиеся знания и представлениями.
    Игровая и дидактическая задача реализуется в игровых действиях. Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями.
    Игровые правила. Основная цель правил – организовывать действия, поведение детей. Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что-то детям в игре, делать игру занимательной, напряженной. Соблюдение правил выступает обязательным условием решения игровой и дидактической задачи.
    Условия, обеспечивающие соблюдения правил в дидактической игре: во-первых, это коллективная организация деятельности, когда играющие согласуют свои действия и контролируют выполнения правил своими сверстниками, во-вторых, создание разновозрастных объединений, когда старшие передают свой игровой опыт малышам. Старшие дети встают в позицию обучающего, что помогает им осознать правила как нормативное средство построения совместной деятельности.
    В играх с фиксированными правилами дети проявляют творчество, придумывая новые варианты, используя новый игровой материал, соединяя несколько игр в одну и т. п.
    Дидактический материал и результат: средством решения дидактической задачи выступает дидактический материал; результатом дидактической игры является решение игровых и дидактических задач, решение обеих задач – показатель эффективности игры, так, младшие дошкольники уже осознают игровой результат, а старшие – начинают вспоминать результат, связанный с решением дидактической задачи: научился, догадался, решил.
    Дополнительные компоненты дидактической игры – сюжет и роль не обязательны и могут отсутствовать.
    Структуры дидактической игры:
    мотивационный : потребности, мотивы, интересы, определяющие желания детей принимать участие в игре;
    ориентировочный : выбор средств игровой деятельности;
    исполнительный : действия, операции, позволяющие реализовать поставленную игровую цель;
    контрольно - оценочный : коррекция и стимулирование активности игровой деятельности.
    Основные виды дидактических игр
    В дошкольной педагогике все многообразие дидактических игр объединяется в три основных вида :
    Игры с предметами (игрушками),природным материалом.
    Настольно-печатные .
    Словесные игры.
    В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, качеством, цветом. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: дети упражняются в определении предмета по какому – либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме назначению качеству), что очень важно для развития отвлеченного логического мышления.
    Игры с природным материалом всегда вызывают у детей желание играть. Семена растений, листья, камушки, разнообразные цветы, – все это используется в работе с детьми при организации и проведении дидактических игр. Такие игры позволяют воспитателю проводить их во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой, при этом закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы и операции (анализ, синтез, классификация) и наряду с этим воспитывается любовь к природе бережное отношение к ней.
    Настольно - печатные игры разнообразны по видам: «лото», «домино», парные картинки». Самое простое задание в такой игре – нахождение среди различных картинок двух совершенно одинаковых. Затем задания усложняются: ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу. Задача этого вида игр – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет. Усложнением в этих играх может быть увеличение количества частей, а также установление содержания, сюжетных картинок. Описание, рассказ о картинке с показом действий, движений. В таких играх ставится обучающая задача: развивать не только речь детей, но и воображение, творчество.
    Словесные игры . , В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, т.к. требуется использование приобретенных ранее знаний в новых обстоятельствах. Дети должны самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывать по описанию, находить сходства и различия алогизмы и суждения. В среднем дошкольном возрасте, когда у детей начинает активно формироваться логическое мышление, словесные игры чаще используют в целях формирования мыслительной деятельности, самостоятельности решения задач. Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, т. к. способствуют подготовке ребят к обучению в школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить ответ на поставленный вопрос, применять знания в соответствии поставленной задачей.
    Классификация дидактических игр по А.И.Сорокиной
    А. И. Соро­кина предлагает свою классификацию дидактических игр по виду деятельности детей:
    Игры – путешествия;
    Игры – поручения;
    Игры – предложения;
    Игры – загадки;
    Игры – беседы (игры – диалоги).
    Виды дидактических игр
    Все дидактические игры можно разделить на три основных вида:
    Игры с предметами (игрушками, природным материалом).
    Настольно-печатные .
    Словесные игры.
    1. Игры с предметами
    В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому- либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению), что очень важно для развития отвлечённого, логического мышления.
    Детям младшей группы дают предметы, резко отличающиеся друг от друга по свойствам, так как малыши ещё не могут находить едва заметные различия между предметами.
    В средней группе в игре используют такие предметы, в которых разница между ними становится менее заметной. В играх с предметами дети выполняют задания, требующие сознательного запоминания количества и расположения предметов, нахождения отсутствующего предмета. Играя, дети приобретают умения складывать целое из частей, нанизывать предметы (шарики, бусы), выкладывать узоры из разнообразных форм.
    В играх с куклами у детей формируются культурно-гигиенические навыки и нравственные качества, заботливое отношение к партёру по игре- кукле, которое переносится затем и на своих сверстников, старших ребят.
    В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны. Это позволяет воспитателю упражнять детей в решении определённых дидактических задач, например отбирать все игрушки, сделанные из дерева (металла, пластмассы, керамики),или игрушки, необходимые для различных творческих игр: для игры в семью, в строителей, в колхозников, в больницу. В играх совершенствуются знания о материале, из которого делаются игрушки, о предметах, необходимых людям в различных видах их деятельности, которую дети отображают в своих играх. Используя дидактические игры с подобным содержанием, воспитателю удаётся вызвать у детей интерес к самостоятельной игре, подсказать им замысел игры с помощью отобранных игрушек.
    Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки) воспитатель применяет при проведении таких дидактических игр, как «Чьи это детки?», «От какого дерева лист?», «Кто скорее выложит узор из разных листочков?», «Собери букет из листьев». Воспитатель организует их во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой: деревьями, кустарниками, цветами, семенами, листьями. В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение.
    2. Настольно - печатные игры
    Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.
    Подбор картинок по парам. Самое простое задание в такой игре- нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых: две шапочки, одинаковые по цвету, фасону, или две куклы, внешне ничем не отличающиеся. Затем задание усложняется: ребёнок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу: например, найти среди всех картинок два самолёта, два яблока. И самолёты, и яблоки, изображённые на картинке, могут быть разные и по форме, и по цвету, но их объединяет, делает их похожими принадлежность к одному виду предметов.
    Подбор картинок по общему признаку (классификация). Здесь требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре «Что растёт в саду?» дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют по этому признаку картинки. Запоминания состава, количества и расположения картинок.
    Игры проводят так же, как и с предметами. Например, в игре «Отгадай, какую картинку спрятали» дети должны запомнить содержание картинок, а затем определить, какую из них перевернули вниз рисунком. Эта игра направлена на развитие памяти, запоминания и припоминания. Игровыми дидактическими задачами этого вида игр является также закрепление у детей знаний о количественном и порядковом счёте, о пространственном расположении картинок на столе (справа, слева, вверху, сбоку, впереди), умение рассказать связно о тех изменениях, которые произошли с картинками, о их содержании.
    Составление разрезных картинок и кубиков. Задача этого вида игр- учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет. Усложнением в этих играх может быть увеличение количества частей, а также усложнение содержания, сюжета картинок. Если в младших группах картинки разрезаются на 2-4 части, то в средней и старших группах разрезают на 8-10 частей. При этом для игр в младшей группе на картинке изображается один предмет, то для более старших детей на картинке изображается уже сюжет из знакомых детям сказок, художественных произведений.
    Описание, рассказ о картинке с показом действий, движений. В таких играх воспитатель ставит обучающую задачу: развивать не только речь, но и воображение, творчество. Часто ребёнок, для того чтобы играющие отгадали, что нарисовано на картинке, прибегает к имитации движений, скажем рабочего, или к подражанию движениям животного, по его голосу. В более старших группах решаются задачи посложнее: одни дети изображают действие, нарисованное на картине, другие отгадывают, кто нарисован на картине, что делают там люди, например, маршируют пионеры, пожарники тушат пожар, моряки плывут по морю.
    В этих играх формируются такие ценные качества личности ребёнка, как способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа.
    3. Словесные игры .
    Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретённые ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки и сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях.
    В старшем дошкольном возрасте, когда у детей начинает активно формироваться логическое мышление, словесные игры чаще используют для формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач.
    С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребёнок преодолевает легко, не замечая, что его учат.
    Обобщая вышеизложенное можно сделать следующие выводы :
    Игра – это мощный стимул и разносторонняя, сильная мотивация в обучении детей старшего дошкольного возраста;
    В игре активизируются все психические процессы, она позволяет гармонично объединить эмоциональное и рациональное обучение дошкольников;
    Игра способствует вовлечению каждого в активную работу;
    Игра позволяет расширить границы жизни ребенка, который может представить себя по чужому рассказу то, чего в его непосредственном опыте не было;
    В игре происходит внутреннее раскрепощение: когда исчезает робость и возникает ощущение “я тоже могу”;
    Игра позволяет гармонизировать и демократизировать отношения между педагогом и ребенком;
    дидактическая игра является средством развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, формируя ее компоненты, необходимые для овладения учебной деятельностью (интеллектуальный, мотивационный и практический).
    Заключение
    Задача педагога состоит в том, чтобы найти максимум педагогических ситуаций, в которых может быть реализовано стремление ребенка к активной познавательной деятельности. Педагог должен постоянно совершенствовать процесс обучения , позволяющий детям эффективно и качественно усваивать программный материал. Поэтому так важно использовать игровые элементы и игру на занятиях и в самостоятельной деятельности детей.
    Дидактическая игра помогает общению, она может способствовать передаче накопленного опыта, получению новых знаний, правильной оценке поступков, развитию навыков человека. Его воображения, памяти, восприятия, мышления, эмоции.

Если в обучение систематически использовать разнообразные дидактические игры, то дети. Особенно в младшем дошкольном возрасте, начинают постепенно самостоятельно играть в игры без помощи взрослого.
Таким образом, можно сказать, что дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей среднего дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.

Поэтому дидактическая игра занимает важнейшую место в системе педагогических средств всестороннего развития и воспитания детей.
.